В помощь практиканту


Главная страница

 Оглавление

  1. Типы уроков
  2. Подготовка учителя к уроку
  3. Планирование задач урока
  4. Схема анализа урока
  5. Схема количественной оценки эффективности урока
  6. ....

 

Материалы  к урокам
Нормативные документы
Учебные пособия
В помощь практиканту
Творческие работы
Гостевая книга
Фотогалерея

Типы уроков

Урок освоения новых знаний.

1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний и практического опыта учащихся (подготовительные задания).

2. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учения школьников.

3. Изучение нового материала (вводные упражнения).

4. Первичное применение приобретенных знаний (пробные упражнения).

5. Применение учащимися знаний в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения).

6. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения).

7. Итоги урока и сообщение домашнего задания.

 

Урок усвоения новых умений и навыков.

1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний и умений, необходимых учащихся для самостоятельного выполнения практического задания.

2. Мотивация учебной деятельности школьников, сообщение темы, цели и задач урока.

3. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий.

4. Самостоятельное выполнение учащимися под контролем и помощью учителя задания.

5. Обобщение и систематизация учащимися результатов работы.

6. Отчет учащихся о способах и результатов выполнения работы  и теоретическая интерпретация полученных результатов.

7. Итоги урока, домашнее задание.

 

Урок обобщения и систематизация знаний.

1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений.

4. Повторение, обобщение и систематизация понятий, усвоение соответствующей системы знаний, ведущих идей и основных теорий.

 

Урок проверки коррекция знаний, навыков и умений.

1. Мотивация учебной деятельности школьников и сообщение темы, цели и задач урока.

2. Проверка знаний учащихся фактического материала и умения раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях.

3. Проверка знаний учащимися основных понятий (законов) и умений объяснять их сущность, проводить наиболее убедительные аргументы к своим суждениям.

4. Проверка глубины осмысления учащимися и степени их обобщения.

5. Применение учащимися знаний в стандартных условиях.

6. Применение знания в изменениях условий.

 7. Проверка, анализ и оценка выполнения заданий.

8. Итоги урока и сообщение домашнего задания.

 

Урок комплексного применения знан6ий и умений.

1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний, навыков и умений, необходимых учащимися для самостоятельного выполнения практических заданий.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся, сообщение темы, цели, задач урока.

3. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий.

4. Самостоятельное выполнение учащимися задания под контролем и с помощью учителя.

5. Обобщение и систематизация учащимися результатов работы.

6. Отчет учащимися о способах и результатах выполненной работы и теоретическая интерпретация полученных результатов.

7. Итоги работы и домашнее задание.

 

Комбинированный урок.

А

1. Проверка выполнения домашнего задания практического характера.

2. Проверка ранее усвоенных заданий.

3. Мотивация учения школьников и сообщение темы, цели и задач урока.

4. Восприятие и осмысление учащимися нового ученого материала.

5. Обобщение и систематизация знаний.

6. Подведение урока и сообщение домашнего задания.

Б

1. Воспроизведение опорных навыков и умений.

2. Мотивация учения школьников и сообщение темы, цели и задач.

3. Изучение нового материала (правила, закона), его восприятие, осознание и осмысление (вводные занятия).

4. Первичное применение приобретенных знаний.

5. Освоение навыков и умений на готовом материале.

6. усвоение навыков и умений на основе применения знаний и навыков в нестандартных условиях.

7. Самостоятельная работа на творческое применение знаний, навыков и умений, проверка результатов выполненных заданий.

8. Проведение итогового урока и сообщение домашнего задания.  

 

Возврат в начало

Подготовка учителя к уроку

Алгоритм действий учителя пои подготовке к уроку

Учет особенностей учащихся класса:

2. Учет  своих индивидуальных особенностей:

3. Соблюдение правил, обеспечивающих успешное проведение урока.

06щие

1) Определить место урока в теме, а темы в годовом курсе, выделить общую задачу урока.

2) Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока. Научные, научно- популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.

3) Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, выяснить, что требуется от учителя в программе к данному уроку.

4) Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные знания, умения и навыки.

5) Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую, сформулировать и зафиксировать ее в плане.

6) Выделить главную идею урока. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, знать и уметь после урока.

7) Обозначить, какой учебный материал сообщить ученикам, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущую идею, узнают на уроке школьники.

8) Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, обдумать методы ведения урока, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, а также формирования новых знаний, умений и навыков.

9) Записать предусматриваемый ход урока в план урока и представить его себе как целостное явление, как процесс, приводящий к осуществлению задуманного урока.

 Частные

1. Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учениками, последовательно вести их к намеченным целям.

2. Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знает, не понимает, ошибку надо искать в способах организации их деятельности.

 

3) Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.

4) Задания и инструктаж к ним должны даваться ясно, кратко, с обязательным выяснением, как поняли ученики требования.

5) Пристально следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование. Потеря внимания — сигнал о необходимости изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.

6) Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.

7) Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длинных сентенций, "проработок" отдельных учеников.

8) Предъявленное требование к ученикам обязательно реализовать. Ни одно требование на уроке не следует декларировать.

9) Темп урока поддерживать интенсивным, но посильным для большинства

10) Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать инициативу, одобрять их осведомленность.

Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя

1 - разработка системы уроков по теме или разделу;

2 - определение образовательно-воспитательно-развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы;

3 - отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка;

4 - выделение главного материала, который должен ученик понять и запомнить на уроке;

5 - формулирование учебных задач урока;

6 - разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем;

7 - нахождение связей при изучении нового материала с другими предметами и использование этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся;

8 - планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока, и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях;

9 - подбор дидактических средств урока (кино- и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.);

10 - проверка оборудования и технических средств обучения;

11 планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях;

12 — предусмотрение объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности;

13- приобретение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний;

14- составление списка учеников, знания и умения которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики домашнего задания;

15продумывание форм подведения итогов урока;

16планирование внеклассной работы по данной теме;

17 — запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

 

Возврат в начало

Планирование образовательно-воспитательных задач урока

Действия педагога по планированию задач урока

1. Ознакомление со всем возможным крутом задач образования, воспитания и развития при изучении данного предмета, данного раздела и темы данного урока. Осуществляется это путем ознакомления с программой, содержанием учебника и методическими пособиями.

 2. Конкретизация задач изучения темы с учетом возрастных и других особенностей учеников данного класса, их учебной подготовленности, воспитанности и развития.

3. Выделение ряда главных задач образования, воспитания и развития школьников с учетом сравнения их значимости и имеющегося на их решение времени.

I. Образовательные задачи (какие знания, умения и навыки возможно развивать на учебном материале урока?):

II. Воспитательные задачи (к какому мировоззренческому выводу возможно подвести учащихся и какие воспитательные возможности реализовать на учебном материале урока):

III. Задачи развития учащихся (какие познавательные способности учащихся развивать конкретно, как осуществлять развитие воли, эмоций, познавательных интересов):

 

Возврат в начало

Схема анализа урока

1. Общие сведения об уроке Дата, школа, класс, предмет, Ф.И.O. учителя, тема учебной программы, тема урока, цель и тип урока.

2. Организация урока

1.   Готовность учителя и учащихся к уроку.

2.   Обзор средств обучения и учебной среды. Оборудование кабинета, его удобство для учащихся и учителя, состав оборудования. Готовность средств обучения и кабинета.

3.       Мобилизующее начало урока.

4.   Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм при работе с компьютером.

3. Структура урока

1.   Этапы урока, распределение времени.

2.   Четкость этапов, выделение главного.

3.   Соответствие структуры урока целям и его содержанию.

3.   Насыщенность урока и темы.

4.   Сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы.

5.   Ритмичность урока: чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными, бескомпьютерных с компьютерными. Нагрузка в течение урока.

4. Содержание урока

1.           Объем фактического материала, соответствие программе, используемому учебнику и

уровню знаний учащихся.

2.   Правильность и полнота определения содержания образовательных, развивающих и воспитательных задач урока, а именно: овладение учащимися знаниями о процессах преобразозания, передачи и использования информации, привитие навыков сознательного и рациональ-ного использования компьютерных технологий.

3.   Этапы повторения и закрепления материала, способы. Соответствие теории и упражнений.

4.   Повторение пройденного, опорные знания.

5.   Внутрипредметные и межпредметные связи, связь с жизнью.

5. Методы, приемы и средства обучения

1.   Целесообразность методов обучения.

2.   Соответствие содержания урока общедидактическим принципам научности, наглядности, последовательности, доступности, связи с практикой.

3.   Степень интереса учащихся к изучаемому материалу, познавательная активность и самостоятельность учащихся на уроке. Сознательность усвоения. Организованность и дисциплинированность. Умение самостоятельно овладевать знаниями с помощью справочного материала компьютера, учебника.

4.   Наличие обратной связи «учитель – ученик». Момент ответа на актуальные вопросы (по ходу урока или в конце).

5.   Развитие логического мышления у учащихся и самостоятельность в обучении.

6.   Работа со слабоуспевающими учащимися. Индивидуализация обучения — разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д.

7.   Методы проверки и оценки знаний учащихся. Система контроля знаний. Использование компьютера для проверки знаний. Объективность оценки знаний.

8.   Средства достижения и поддержания внимания учащихся на уроке и интереса к предмету. Приемы удержания внимания, действий при обнаружении ошибок.

9.   Методы формирования и закрепления интереса к материалу. Стимулирование мыслительной деятельности учащегося.

10.   Соответствие используемых средств обучения теме урока; моменты использования. Содержание программного обеспечения, раздаточного материала, инструкций и т.д.

11.   Методы деятельности учителя на уроке. Известные и нестандартные методы обучения, использованные на уроке. Использование разнообразных источников знаний (применение обучающих и контролирующих программных средств, ресурсов Интернет и т.п.).

12.   Оценка трудоемкости домашнего задания (выполните сами и замерьте время).

13.   Итог урока, его воспитательная ценность.

14.   Цели, которые намечал учитель на уроке, их достижение.

Возврат в начало

Схема количественной оценки эффективности урока

1. Цель урока

•          сформулирована четко, лаконично;

•          соответствует требованиям программы, типу обучения (углубленное, профильное), месту
урока в теме

2. Тип урока

• соответствует этапам познавательной деятельности

З. Содержание учебного материала

•          соответствует дидактической цели урока, требованиям программы, повышенному уровню лицейского образования;

•          излагается в соответствии с современным уровнем развития науки и общества, профилем обучения;

•          обеспечивается глубокое проникновение в сущность явлений, проблем, фактов;

•          подбираются примеры на межпредметные и внутрипредметные связи;

•          используются ресурсы Интернет;

•          отсутствуют фактические ошибки и неточности

4. Методы обучения

•          соответствуют содержанию учебного материала и цели урока;

•          обеспечивают познавательную самостоятельность, интерес учащихся;

•          способствуют эффективному усвоению материала;

•          позволяют использовать дифференцированный подход, создавать ситуации выбора типа, вида, формы заданий;

•          обеспечивают оптимальное сочетание репродуктивной, конструктивной и творческой деятельности

5. Формы организации познавательной деятельности

•          фронтальные, групповые, парные, индивидуальные;

•          соответствуют содержанию, методам и цели урока;

•          обеспечивают включение учеников в познавательную деятельность

6. Учебное оборудование

•          рационально используется классная доска;

•          аудиовизуальные средства, другие дидактические материалы

7. Обратная связь

•          процесс усвоения знаний непрерывно контролируется, знания оцениваются;

•          формы проверки и оценки разнообразны, количество опрошенных значительное

8. Время урока

•          использовано рационально и эффективно;

•          темп урока оптимальный

9. Психологический климат урока

•          организуется содержательная, интересная работа;

•          отсутствует морализирование, критические замечания;

•          формируется высокая самооценка ученика;

•          оптимистическое, мажорное настроение учителя

10. Реализация образовательных задач урока

•          усвоены ведущие идеи, понятия;

•          уверенные и правильные ответы учащихся при закреплении и контроле знаний;

•          наличие познавательного интереса, интереса к предмету

11. Развивающее воздействие урока

•          обучение на достаточно высоком уровне сложности;

•          используются элементы проблемного обучения;

•          формируются элементы теоретического мышления;

•          формируются компоненты мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, систематизация;

обеспечивается высокий уровень речевой активности

12. Реализация воспитательных задач урока

•          учитель реализует воспитательный потенциал урока;

•          обеспечивает вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность;

•          оценка знаний является воспитывающим фактором;

•          доминирует положительное эмоциональное состояние;

•          формируется личностное отношение к знаниям;

•          оснащение способствует воспитанию эстетической культуры

 

Возврат в начало

111

[Место для ответа на вопрос.]

Возврат в начало

Место для сведений об авторских правах.
©ВПК, 2010. Все права защищены.
Последнее изменение: 13.11.2010.
Сайт управляется системой uCoz